trip2geo
Истории | 04.11.2020 | Автор: Александр Лисовский

Инквизиция или охота на ведьм

Для борьбы с инакомыслием, церковь учреждает церковные суды инквизиции, где инквизиторы - это судьи, которым лично Папа Римский дал право совершать правосудие.

В первые дни христианства, последователи молодой религии подвергались жесточайшим преследованиям в Римской империи. Они прятались, превращались в нелегалов. Особенно гонения расцвели во время правления императора Диоклетиана. Только с Миланским эдиктом (313 г. н. э.) христианам было разрешено исповедовать свою веру.

В 380 н. э. году император Рима Феодосий возводит христианство в ранг государственной религии. С тех пор все другие верования были запрещены, а иноверцы подвергались преследованиям. В XIII веке в католических странах Европы появляется и получает повсеместное развитие такое явление, как инквизиция, то есть церковный суд.

Предпосылки создания суда инквизиции

В средневековой Европе у католической церкви было абсолютное влияние не только на необразованных крестьян и горожан но и на всех феодалов. Причем, если в количественном отношении верующих крестьян было значительно больше, то в качественном отношении, влияние церкви на феодальную знать было гораздо важнее. Папа римский и католическая церковь обладали, помимо, своего религиозного влияния на умы и души верующих, еще и законодательной властью. Европейские короли ездили за благословением на коронацию к папе римскому и строили свою жизнь в парадигме христианских ценностей. Папа имел право отлучить любого феодала от церкви и это сразу ставило отлученного вне всяких феодальных законов. В частности, любые военные действия против такого феодала считались допустимыми, и, более того, всячески одобрялись и поощрялись. Будучи отлученным от церкви, можно было легко потерять свои земельные наделы, а то и жизнь, в борьбе с конкурентами, тем более, что просить защиты или помощи, будучи отлученным, было бесполезно. Феодалы стремились показать свою приверженность папе и потому, давали возможность католическим священникам строить новые монастыри, церкви и вести проповедническую и миссионерскую деятельность. Церковь использовала эту возможность, став не просто крупнейшим землевладельцем и работодателем Европы, но и создав широкую сеть церковных приходов, где приобщила крестьян к своей системе ценностей. Стремясь захватить все больше умов и земель в Европе, папский престол столкнулся с большим количеством различных христианских течений, существовавших в тот момент. Да, католицизм, хоть и был  главенствующей религией на континенте, а весь континент, за исключением арабской Испании, хоть и был христианским, но, тем не менее, внутри этой религии существовало большое количество различных течений. Часть из них признавало папу римского в качестве высшего руководителя христианского мира, а часть - нет. Католическая церковь стремилась искоренить эти ответвления христианства и привести всех верующих Европы под свою руку. Новые католики означали для церкви и новые земли и новые налоги, которые можно было бы собирать. Поэтому, к 13 веку перед церковью встал вопрос о необходимости искоренения всех, более меньших религиозных христианских течений, или, как их называли тогда - ересей, а последователей этих течений - еретиками.

В борьбе с этими ересями, под горячую руку папы, попали и евреи, на которых католическая церковь возложила вину за убийство Христа. В современной истории уже написано довольно много о преследовании евреев в период средневековья, и этот факт действительно имел место, но важно понимать, что количество еврейских общин на территории Европы было не таким и большим, поэтому евреи не являлись ни основной, ни, даже, существенной целью средневековой инквизиции. Их преследование осуществлялось в рамках общей церковной кампании по борьбе вообще с любым инакомыслием.

Второй проблемой в борьбе за истинную веру стало наличие разного толка народных христианских проповедников, которые обладали популярностью в среде крестьян и горожан, но при этом не являлись служителями церкви, то есть не несли в своих проповедях тех постулатов, которые стремились донести священники католические. Более того, зачастую, эти народные проповедники выдвигали тезисы о необходимости изменений, то есть реформ внутри самой церкви. В частности, эти реформаторы говорили о том, что служители церкви, требуя от верующих скромности, сами живут в роскоши и эксплуатируют крестьян. Разумеется, распространение подобных мыслей вредило авторитету церкви. Не имея возможности контролировать народные проповеди, и пытаясь избежать распространения идей религиозной реформации, церковь также поставила таких проповедников вне христианского католического закона.

Третьей группой лиц, попавшей в эпицентр борьбы за веру, стали народные целительница и гадалки. Вообще, культура шаманства осталась в Европе еще с тех самых времен, когда племена варваров, переселявшиеся с востока, осели на территории Римской Империи: готы, франки, лангобарды, - все это варварские языческие племена, разрушившие Римскую империю, основавшие на ее руинах свои королевства и принявшие, впоследствии христианство. Однако среди простых крестьян все еще были сильны верования в различных духов и целительную силу трав. Поэтому культура колдунов, ведуней, знахарей была еще широко распространена к 13 веку. Интерес к язычеству подкреплялся еще и тем, что колдуны общались с простыми людьми на простом и понятном им языке, в то время, как католические проповеди требовали понимания латыни и, в принципе, по своему содержанию были гораздо глубже и сложнее. В условиях «темных веков», когда большинство населения было безграмотно, а представления о мире ограничивались несколькими ближайшими селами, у колдунов зачастую, лучше получалось найти контакт с местным населением. Церковь начала преследование таких людей за практику колдовства, то есть приравняла проведение языческих обрядов к инаковерию.

Работа Суда Инквизиции

Для борьбы с инакомыслием, церковь учреждает церковные суды инквизиции, где инквизиторы - это судьи, которым лично Папа Римский дал право совершать правосудие. Из учебника истории, мы знаем о некоторых громких делах суда инквизиции, например суд над Коперником или над Джордано Бруно - людьми, поставившими под сомнение христианскую трактовку о мироустройстве. Однако, суды инквизиции, как правило, были менее резонансными. практически в каждом городе Европы действовал такой суд и ежедневно выносил свои приговоры. Людей судили за распространение ереси, за колдовство, просто за инаковерие.

Назвать такие суды беспристрастными вряд ли получится. Средневековый подход к расследованию обстоятельств дела не позволят так считать. Для проверки показаний подследственного, а иногда и свидетелей подвергали жесточайшим изощренным пыткам. Считалось, что бог поможет пройти через это испытание невиновному и, наоборот, позволит сломаться и признаться, если человек все-таки виноват. По факту же мы можем считать, что многие показания, полученные в результате пыток не соответствовали действительности. Люди признавались в чем угодно, лишь бы прекратить испытывать боль. Вердиктом суда инкивизиции часто, но далеко не во всех случаях, был смертельный приговор. Вид казни мог быть различным: сожжение на костре, повешение, отрубание головы. Последнее считалось наиболее достойным способом казни ввиду отсутствия длительных предсмертных мук и применялось, как правило, для вынесения приговора аристократам, признавшим сиво вину. 

Однако, также инквизиция выносила и другие приговоры, наказывая тюремным сроком, штрафами, лишением имущества, битьем и отлучением от церкви. Оправдательные приговоры также имели место быть, хоть мы и не можем оценить их количество в процентном соотношении ввиду отсутствия статистики.

Постепенно, гонения получают поддержку в среде религиозных фанатиков. Такие люди начинают помогать церкви выявлять еретиков. Распространяется доносительство: человека могли схватить и доставить на суд инквизиции, получив донесение от «небезразличных граждан» о том, что у него в библиотеке какие-либо книги, неодобряемые церковью. Любые непонятные действия или предметы становились предметом разбирательств. Даже дети могли заключить договор с дьяволом, поскольку колдовство считалось наследственным. Справедливости ради, процедура запрещала казнить детей, не достигших половозрелого возраста.

Постепенно, суды инквизиции подпадают под влияние стереотипного мистицизма. Судьи искали на телах подсудимых знаки, которые могли быть интерпретированы как «Знак Дьявола».  Любые родимые пятна, напоминающие своей формой животное или как-либо фигуру могли быть признаны таким знаком, и одного этого было достаточно, чтобы приговорить человека к казни.

Получив поддержку фанатичных католиков среди широких слоев населения, инквизиция набирает обороты и превращается в инструмент управления. На любого неугодного человека можно написать донос - и он предстанет перед судом инквизиции. А те, либо найдут доказательства его вины, либо получат их под пытками.

Сам ход судебного процесса предполагал наличие у обвиняемого адвоката, а сам судьи проводили допросы, заслушивали показания, собирали улики, проводили экспертизы. Формально, процесс был похож на современный суд. Однако, как правило, обвиняемый, не выдержав пыток, признавал свою вину, и это становилось основным аргументом обвинения, делая все остальные этапы расследования второстепенными.

Нельзя не отметить и фактов злоупотребления судьями своих полномочий. Дело в том, что после казни осужденного, все его имущество отходило церкви, чем, безусловно, периодически пользовались церковные судьи на местах.

Отдельно стоит отметить работу инквизиции на территории Испании. Процесс отвоёвывание Испании у мавров (арабов), получивший название Реконкиста, занял у католиков без малого 700 лет. За это время большая часть населения успела принять ислам, также в арабской Испании существовала большая еврейская община, которую, в отличие от евреев на христианских территориях, никто не преследовал. С приходом католической церкви в этот регион, остро стал вопрос о массовой христианизации населения. Несмотря на то, что изначально, оставшимся на испанских земли маврам была гарантирована свобода вероисповедания, Папский престол учреждает в этом регионе суд святой инквизиции, и судья рьяно принимаются за дело. Часть мавров и евреев показательно крестили, а тех, кто отказывался - судим судом инквизиции. Массовые смертные приговоры стали нормой для испанской инквизиции 15 века. Речь идет о десятках тысяч людей, сожженных на кострах и о сотнях тысячах приговорённых к штрафам. 

Можно смело сказать, что суды инквизиции добились поставленных целей. Язычество было практически полностью искоренено, христианские течения были либо уничтожены, либо влились в лоно католической церкви и растворились в нем. К началу эпохи Возрождения Европа представляла собой практически полностью христианизированную территорию. С усилением государственной власти, а значит с уменьшением папского влияния на того или иного монарха или феодала, а также с развитием образования и институтов государственного управления, влияние судов инквизиции снижается, появляются государственные суды, работающие на основе свода единых законов, более гуманных, хоть и основанных на той же христианской морали. Зарождающаяся теория гуманизма заставляет более пристально относиться к ценности человеческой жизни. И хотя, формально, последний суд инквизиции был отменен в Испании лишь в 1834 году, свое влияние этот институт утрачивает уже в 17 веке. Последним резонансным делом инквизиции было дело Галилео Галилея в 1633 году, которого вынудили отречься от учения Коперника, заменив смертный приговор домашним арестом. В 1992 году папа Римский реабилитировал Галилея, признав ошибку суда инквизиции.

В 1908 суд инквизиции был переименован в Священную Конгрегацию Священной Канцелярии, просуществовавшую до 1967 года и переименованную в Священную конгрегацию доктрины веры, существующую и поныне.

Поделитесь с друзьями